ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
 

Происхождение и сущность человека- научные, методологические и мировоззренческие проблемы первостепенной важности. Их решение оказывает самое сильное влияние на жизненные ориентиры личности, на характер оценок, выбор жизненных приоритетов, на взгляды о цели и ценности собственного существования. До XIX в. человек рассматривался преимущественно как биологический вид, как ячейка в таксономическом пространстве животного мира. Только в XIX в., когда сама структура научного познания меняется коренным образом, Человек становится предметом гуманитарных наук. Будучи живым существом, человек растет, функционирует, имеет потребности, видит, как перед ним раскрывается пространство, подвижные координаты которого пересекаются в нем самом; иначе говоря, его телесное существование так или иначе пересекается с остальной живой природой, обладая языком, он может построить себе символический мир, внутри которого он вступает в отношения со своим собственным прошлым, с вещами, с другими людьми, на основе которого он только и может построить какое-то знание (и особенно знание о самом себе, одной из возможных форм которого являются гуманитарные науки).
Естественные и общественные науки «расчленяют» человека, каждая из них рассматривает его сквозь призму своего предмета. Целостное видение человека дает философия. В школьном образовании частично представлен лишь «философский образ» человека и не изучаются основы тех наук (психологии и социологии), которые раскрывают небио¬логические аспекты его сущности.
Назрела необходимость в школьном курсе человекознания, который на философской основе обеспечил бы синтез того, что известно о месте человека в научной картине мира, цели, смысле и ценности его жизни, перспективах развития. Именно в таком курсе было бы естественным обсуждение проблем происхождения человека на основе всесторонних знаний о его сущности.
Однако антропогенез «втиснут» в узкие рамки школьного курса биологии. В курсе биологии темой по антропогенезу традиционно завершается обзор истории органического мира. Происхождение человека рассматривается как появление нового вида в свете учения о факторах и направлениях биологической эволюции и трудовой теории Ф. Энгельса. Ясно, что в таком аспекте сущность человека не может быть рассмотрена всесторонне, ибо учитель биологии не обладает ни временем, ни возможностями, ни подготовкой, необходимыми для этого. В результате вольно или невольно антропосоциогенез сводится к антропогенезу, а в понимании сущности человека биологическое сильно преобладает над психологическим и социальным. Мимолетное упоминание об эко¬логических проблемах человечества дается в самом конце курса, вне связи с антропосоциогенезом. Само возникновение человека оказывается оторванным от биосферы.
Основные идеи концепций антропосоциогенеза «растворяются» в обильном описательно-перечислительном материале о находках и образе жизни ископаемых гоминид, о расах человека.
Какими могут быть пути преодоления названных недостатков с точки зрения методологии? Прежде всего, в курсе школьной биологии информация об антропосоциогенезе должна рассматриваться в контексте превращения биосферы в ноосферу, в одном из заключительных разделов. Так можно достичь, по крайней мере, синтеза эволюционных и экологических аспектов антропосоциогенеза. Но этого мало. В рамках существующего учебного плана проблемы антропосоциогенеза должны раскрываться на основе широкого межпредметного взаимодействия. Межпредметные конференции, интегрированные учебные дни, другие занятия, организуемые одновременно учителями нескольких предметов, -эти формы организации учебно-воспитательного процесса оказались бы подходящими для рассмотрения комплекса методологических проблем, связанных с современным пониманием сущности человека.
Преподаватели истории дали бы школьникам мировоззренческие и методологические ориентиры, подвели бы их к пониманию сущности человека, к обобщению о специфических особенностях социальной формы движения материи, помогли бы «сконструировать» модель ее генетически исходного звена. Учителя-словесники и историки изложили бы современные гипотезы о возникновении языка. Актуализация и развитие знаний по древней истории помогла бы «подложить» необходимый исторический фон под рассмотрение этапов хозяйственной деятельности первобытного человека. Здесь эстафета перешла бы к учителю географии, который совместно с учителем истории сделал бы обзор влияния хозяйственной деятельности человека на биосферу, подвел бы школьников к пониманию истоков и сущности современного экологического кризиса.
Труднее всего заполнить «психологический прорыв». Без знания самых элементарных основ психологии нельзя что-либо сказать о палео-психологии. Тем не менее положение могли бы в какой-то мере спасти специальная лекция психолога, рассказы наиболее подготовленных в области психологии учителей, доклады школьников. На долю учителя биологии в рамках такого содружества осталась бы значительная роль. Именно он может дать общую характеристику человека как био¬логического вида, обрисовать ситуацию в истории биосферы, которая предшествовала антропосоциогенезу, рассмотреть биологические предпосылки этого процесса, показать последствия появления человека, его влияние на эволюцию биосферы, вскрыть всю остроту экологического кризиса и вплотную подвести к идеям о ноосфере.
Для рассмотрения сущности учения В. И. Вернадского о ноосфере вновь необходима помощь учителей истории, географии. Прежде всего учитель биологии может подвести школьников к пониманию методологических основ естественнонаучного подхода к проблемам антропогенеза.

Антропосоциогенез: возникновение глобального экологического кризиса

Раскрыв антропосоциогенез в истории биосферы, необходимо найти тот этап эволюции, ту «развилку», в которой новое отделяется от старого, продолжая сосуществовать с ним и влиять на него. Где, когда и почему разделились «эволюционные траектории» биологического и социального? Каким образом в недрах биологических процессов возник новый, неживотный обмен веществ с природой, возникла сама деятельность -основа и прообраз социального? Разумеется, в рамках курса биологии можно дать лишь самый общий, частичный ответ на все эти вопросы. Для этого в животном мире необходимо отыскать формы, похожие на предполагаемое переходное существо. Здесь на помощь приходят анато¬мия, морфология, систематика, генетика и другие биологические науки. Важно показать школьникам, как новые данные генетики, молекулярной биологии вносят существенные коррективы в родословное древо приматов.
Из современных человекообразных обезьян человек больше всех сходен с шимпанзе. Исследование хромосом показало, что 2-я хромосома человека соответствует двум слившимся хромосомам шимпанзе, поэтому у человека их общее число 23 пары, а не 24 - как у шимпанзе. Кроме того, участок 5-й хромосомы шимпанзе повернут на 180° по сравнению с аналогичным фрагментом 5-й хромосомы человека. Найдено, по крайней мере, девять подобных отличий между хромосомами человека и шимпанзе. Такое поразительное сходство хромосомных наборов характерно только для весьма близких видов. Анализ аминокислотных последовательностей в белках человека и шимпанзе показывает, что белки этих видов идентичны почти на 99 %. Генетическое расстояние между этими видами оценивается в 0,62, что характерно для видов-близнецов, не различающихся морфологически, но не скрещивающихся в природе (виды-двойники дрозофилы, малярийного комара и т. д.). Таким образом изучение белков внесло существенные коррективы в структуру филогенетического древа приматов. В 80-е годы последовал новый пересмотр филогенетических связей после изучения митохондриальной ДНК человека и человекообразных обезьян. Не исключено, что у шимпанзе и гориллы мог быть двуногий предок, который вернулся к передвижению на четырех конечностях. Кстати, исследование человеческих рас показало, что между ними генетическое расстояние составляет примерно 0,03, что характерно для местных популяций животных. Становится очевидным, что исторически сложившееся в антропологии понятие раса больше всего соответствует биологическому понятию местная популяция. Ясно, в какой степени социально и культурно обусловлены как направления изучения рас, так и тот удельный вес, который придается их отличиям друг от друга.



Классическая                            Концепция,            Концепция,
точка зрения о                         снованная              учитывающая
(до 70-х годов                          на результатах     результаты
XX века)                                   сравнительного      исследований

                                                  анализа белков      митохондриальной

                                                и хромосом              ДНК (80-е годы)

                                                 (70-е годы)

Эволюция взглядов на филогенетические связи гоминид
До 70-х годов палеонтологи считали предком человека ископаемую обезьяну-рамапитека - и полагали, что ветви, ведущие к человеку и человекообразным обезьянам, разделились позднее чем 13 млн. лет назад. В 70-х годах под влиянием результатов изучения белков и хромосом стали считать, что сначала отделилась ветвь орангутана (рамапитек стал рассматриваться как только его предок), а затем (5-7 млн. лет назад) разошлись ветви человека, шимпанзе и гориллы. В 80-х годах сравнительное изучение митохондриальной ДНК привело к новому пересмотру филогенетических связей. Не исключено, что ветви шимпанзе и гориллы появились позднее ветви человека. Возможно, у них был двуногий предок Последняя версия филогенетического древа фиксирует гипотезу о том, что сначала обособилась ветвь, ведущая к человеку, а уже затем - к горилле и шимпанзе. Патологи сравнивают человека с шимпанзе, пораженной синдромом Клювера — Бьюси. Он вызывается при раздражении или удалении височных долей головного мозга. Для этого синдрома характерны: «зрительная агнозия» (животные без разбора и страха захватывают в рот подряд все: гвозди, горящие спички и т. д.), тенденция постоянно обследовать любые предметы зрительно и тактильно; потеря страха (животные становятся ручными), изменение диеты (предпочтение отдается мясной пище, которая ранее не употреблялась), повышенная репродуктивная активность. Можно предположить, конечно, что какие-либо признаки, аналогичные проявлениям этой патологии, могли возникнуть у предковой формы в результате мутаций под влиянием усиленной радиации, которая могла быть одним из проявлений той нестабильности, что привела к возникновению человека.
Реконструкция экологических условий антропогенеза дает новые данные для выяснения механизмов этого процесса (превращение экологической ниши в «экономическую»). Как отмечает Н. Н. Воронцов, многое для понимания начальных этапов антропогенеза дает анализ ситуаций, связанных с эволюцией млекопитающих при завоевании открытых ландшафтов. Степи, саванны и прерии появились после возникновения и расселения однодольных растений, дающих плотную дерновину. Этому сопутствовало и усиление засушливости климата. Появление новых адаптивных зон («пустых» экологических ниш) — мощный сигнал для эволюционного процесса. Многие формы к этому времени вымерли, экосистемы омолодились, цепи питания укоротились, саморегуляция в биосфере частично разладилась. Очевидно, что освоение открытых пространств возможно либо за счет усиления строительной деятельности, либо за счет быстроты передвижения, либо благодаря сочетанию того и другого. На открытых пространствах могут закрепиться формы со стадно-стайным дневным образом жизни, со сложной иерархией. Они могут руководствоваться при передвижениях в основном зрением и слухом (обоняние, которое давало преимущества при лесном образе жизни, в открытых пространствах неэффективно). Очевидна и важность развития звуковой сигнализации, что, действительно, характерно для животных - обитателей открытых пространств. Другое условие жизни в открытых ландшафтах — возможность улучшить обзор. В животном мире это достигается удлинением шеи или вертикальным положением тела. Поза «столбиком» - не редкость для жителей степей и пустынь (суслики, сурки и др.).
Очевидно, что экологическая обстановка, в которой оказались предки человека, «потребовала» развития общественного дневного образа жизни, звуковой сигнализации, усложнения структуры стад и отношений между особями прямохождения. Однако в тропическом редколесье предки человека встретили и опасных хищников, легкой добычей которых многие из них часто и становились. Заняв нишу собирателей
и некрофагов, предковые формы могли противопоставить натиску хищников лишь сплоченность и «искусственные» орудия защиты: палки, камни и т.д. Выпрямленное положение способствовало освобождению рук от функции опоры и подготовило их использование как органов манипуляции с искусственными орудиями. Индивидуальный отбор постепенно уступал групповому. Преимущество в борьбе за существование получали сплоченные группы, члены которых подавляли агрессивные рефлексы и защищали особей слабых, но способных хорошо ориентироваться в ситуации. Через изменение отбора труд оказал воздействие и на морфологическую организацию предков человека и их психическую деятельность. Труд - основа практического и теоретического преобразования мира. Изготовление орудий труда предполагает построение их мысленных образов – моделей. Труд стал условием формирования ассоциативного мышления и речи.
В качестве акустических источников запродающейся речи в разных гипотезах называют то междометия (одиночные звуки, отражающие отношение к ситуации), то эмоционально нейтральные звуки, то поражение запретительным сигналам крупных животных. Следы былого подражания голосам животным находят у скотоводческих племен, представители которых произносят ряд звуков на входе, подобно животным, применяют императивные междометия, выражая требования приблизиться, удалиться, ускорить движения и т.д. Как бы то не было, первичная речь напоминала лепет, состоящий из слов-междометий.
Важно отметить, что орудийная деятельность несла с собой зародыш экологических кризисов. Уже первобытный человек сократил разнообразие органического мира, внес вклад в вымирание мамонтов, пещерных львов и медведей. Использование огня стало причиной обширных и опустошительных пожаров.
В современной антропологии происхождение и эволюция человека рассматривают как филетическая эволюция (наподобие филогенетических рядов лошади и слона), при которой ряд видов последовательно сменяют друг друга во времени.

Стадии антропосоциогенеза

Стадии

Начало

Представители

Отличительные особенности

I

Несколько

Homo habilis

Использование природных предметов в

 

млн. лет

 

качестве   орудий.   Развитие   стадных

 

назад

 

отношений. Собирательство. Формиро-

 

 

 

вание звукового общения

II

Около 1 млн.

Homo erectus

Искусственное    изготовление     более

 

лет назад

 

сложных орудий, использование огня.

 

 

 

Развитие   начальных    форм    общест-

 

 

 

венной организации. Диалоги из слов-

 

 

 

выражений.

 

 

 

Зачатки понятийно-эмпирического мы-

 

 

 

шления

III

40 - 50 тыс.

Homo sapiens

Совершенствование  социальной орга-

 

лет назад

 

низации и производственной деятель-

 

 

 

ности, развитие речи. Становление ро-

 

 

 

довой организации. Постепенная утра-

 

 

 

та ведущей роли естественного отбора

Человек умелый, человек выпрямленный и человек разумный постепенно уничтожали свои предковые формы, с которыми короткое время сосуществовали, во всяком случае форсировали процесс их вымирания. Кроме того, хозяйственная деятельность человека— причина деградации и денатурации природных ландшафтов.
Формы и результаты антропогенных влияний на биосферу
Деятельность человека (пастбищная, пирогенная,
сельскохозяйственная, мелиоративная, урбанистическая,
лесоэксплуатационная, техногенная и др.)
О Опустошение природных ландшафтов
J} «Свертывание» многообразия жизни, обеднение органического мира
•О-Снижение восстановительной способности биосферы
О Нарушение биогеохимических циклов

Нарастающее вымирание таксонов без компенсирующего видо¬образования, сокращение многообразия экосистем и опустошение оставшихся грозит в целом полным пресечением процесса эволюции, «свертыванием» жизни, превращением биосферы в безжизненную пустыню. По некоторым оценкам, 20 % обеднения экосистем достаточно для их деградации, которая при еще по инерции продолжающемся функционировании ведет к гибели.
Осознание общих методологических принципов самоорганизую¬щегося мира - необходимое условие понимания того, что результаты антропогенного воздействия принципиально непредсказуемы. По аналогии с предыдущими экологическими кризисами можно было бы заключить, что обеднение органического мира вызовет «омоложение» биосферы и даст импульс в развитии того, что от нее останется. Однако для оценки этой возможности необходимо 20-30 млн. лет, т. е. масштабы геологического времени, что несоизмеримо с рамками социального времени. Пока что на глазах одного поколения поток жизни стремительно свертывается, ее эволюция приостанавливается. Необходимо понять, что сложность биосферы не уступает сложности общества, а может быть, и превосходит ее. Человеческое знание дает лишь неполную и примерную картину биосферы. Несомненно, что вне биосферы человек не может ни существовать, ни развиваться. Вывод очевиден: необходимы отношения партнерства, сотрудничества, коэволюции общества и природы. По самым минимальным оценкам, сохранение того, что осталось от биосферы, возможно лишь в том случае, если '/3 ее оставить в качестве заповедников, '/3 подвергнуть ограниченному хозяйственному использованию, '/3 -окультуриванию. Другие оценки настаивают на 80 % -ном отводе территорий под заповедники, 10 % -ном ограниченном использовании и 10 % -ном окультуривании.
Таким образом, беглый обзор биологических аспектов антропогенеза и последствий деятельности человека создает основу для принципиально нового эколого-эволюционного взгляда на самоорганизующийся мир общества и биосферы, показывает всю глубину и непредсказуемость того кризиса, в котором оказалась современная цивилизация. Единственно возможный путь выхода из него — перерастание биосферы в ноосферу.

 

Хостинг от uCoz